Продвижение в соцсетях / Можно ли размещать рекламу на асфальте

Законна ли реклама на асфальте?

В современных мегаполисах реклама окружает потребителей повсеместно. На улицы городов, в помещения торговых центров приходят все новые способы рекламирования. Одним из наиболее заметных веяний последнего времени стала реклама на асфальте. Каков ее легальный статус и дальнейшие перспективы?

В современных мегаполисах реклама окружает потребителей повсеместно. На улицы городов, в помещения торговых центров приходят все новые способы рекламирования. Одним из наиболее заметных веяний последнего времени стала реклама на асфальте. Каков ее легальный статус и дальнейшие перспективы?

Активное распространение у нас реклама на асфальте получила в последние два года. Сколько-нибудь значительное ее регулирование на нормативном уровне отсутствует. Многочисленные сайты в интернете предлагают дешево раскрасить серые московские будни яркими объявлениями. Там же хозяева рекламного бизнеса заверяют клиентов в абсолютной законности таких мероприятий. Главный аргумент: пока ни у кого проблем не было. Хотя косвенно и они признают, что рисование по асфальту — дело не совсем чистое в прямом и переносном смысле.

Чтобы понять, какое регулирование можно применять к рекламе на асфальте, надо сначала разобраться, является ли оно рекламой с точки зрения закона. Он признает рекламой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ст. 3). Этим критериям удовлетворяют практически любые информационные сообщения на асфальте. Но к какому виду относится такая реклама?

Самый очевидный, казалось бы, ответ: наружная реклама. Ведь асфальт снаружи. Но не все так очевидно. Закон о рекламе не содержит определения наружной рекламы, а лишь регулирует некоторые способы ее распространения. Имеется в виду особый способ распространения рекламы: с использованием специальных технических средств стабильного территориального размещения. Это рекламные щиты (билборды), уличные перетяжки, электронные табло и пр. Если для рекламирования не используется такое техническое средство, наружка выпадает из зоны действия закона.

Предположение, что техническим средством, предназначенным для распространения рекламы, является асфальтовое покрытие, было бы весьма спорным. Поэтому нельзя предъявлять к "подножной рекламе" те же требования, что и, например, к рекламному щиту.

Противники рекламы на асфальте указывают на необходимость заключать договор с собственником асфальтового покрытия, чтобы узаконить нанесение рекламы. То есть пытаются применить нормы закона, которые к рассматриваемой ситуации отношения не имеют.

Состав административного правонарушения в области рекламы в данном случае отсутствует. И единственная ответственность, которую может понести распространитель рекламы — гражданско-правовая: собственник асфальта может потребовать с "художников" денежное возмещение за пользование его имуществом. Он должен будет определить размер возмещения и доказать факт нанесения рекламы данными лицами. И то, и другое представляется весьма затруднительным.

Этим и объясняется вольготное поведение рекламщиков. Пока их действия не привлекают внимания антимонопольной службы (следит за рекламной деятельностью) и не грозят привлечением к административной ответственности, необходимости лишний раз задумываться о законности всего мероприятия нет.

Это может повлечь серьезные проблемы. Не переживая о законности рекламы на асфальте как таковой, рекламщики часто забывают о законности рекламного контента. Ведь такая реклама, хоть и не требует особого порядка размещения, все же остается рекламой. И должна быть, в частности, добросовестной и достоверной (ст. 5). Существуют и специальные требования к рекламе отдельных видов товаров — алкогольной и табачной продукции, пива, лекарств и пр. Нарушение этих требований, даже в "безобидной" рекламе на асфальте, может закончиться штрафом от 100 до 500 тыс. рублей.

В связи с этим любопытен случай, произошедший прошлой весной в Ставрополе. Производитель пластиковых окон разместил на асфальте во дворах домов изображение выпавшей из окна женщины, рядом с которой было написано "мама мыла раму". Сообщалось, что окна этой фирмы мыть не надо. Возмущенные граждане обратились в управление ФАС, было вынесено предписание прекратить распространение рекламы (ст. 5 "формирование негативного отношения к лицам, не пользующимся рекламируемым товаром"). Дело было рассмотрено арбитражными судами в трех инстанциях, предприниматели проиграли.

Предполагается, что в будущем власти регламентируют и содержание рекламы на асфальте, и порядок ее размещения. Еще в конце 2010 года экс-руководитель комитета по рекламе Москвы Владимир Макаров сообщал, что планируется издание специального нормативного акта, который урегулирует размещение рекламы на асфальте и введет ответственность за незаконное ее размещение. Предполагалось выделить для "подножной" рекламы специальные площади вокруг торговых центров — рекламные "островки".

До сих пор такой документ не принят, а его проект не представлен на обозрение. В свете недавней реорганизации комитета у рекламных чиновников, видимо, не скоро появится время для его подготовки. Пока же рекламные компании продолжают раскрашивать городской ландшафт, собирая деньги буквально с земли.

Как подать рекламу в яндексе бесплатно
Как привлечь клиентов в танцевальную студию на
Как привлечь клиентов в сфере услуг
Как правильно ставить хэштеги в инстаграмм для рекламы
Реклама в пулково тимофеев